Полезная информацияТворческая студия скульптора Алексея Четверикова |
Сказки - это искусствоСказки - произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения — настолько они просты и естественны. Это - свидетельство высочайшего мастерства исполнителей. Присмотревшись же к сказкам повнимательнее, обнаруживаешь виртуозность их сложения (композиции), выразительность языка. Довольно часто сказки начинаются с присказок. Прочитайте, например, присказку к сказке «Журавль и цапля». Она - о сове. Сказочник сам подчеркнул, что мы имеем дело с присказкой, а «сказка вся впереди». Назначение присказки — успокоить слушателя и настроить к лучшему восприятию сказки, дать понять, что дальше рассказывется уже сама сказка. «Было это на море, на океане, — начинает сказочник. — На острове Кидане стоит древо, по этому древу ходит кот: вверх идет — песню поет, а вниз идет — сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть! Это еще не сама сказка, а только присказка.» Присказка конечно может и закончить рассказ: в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. В присказке довольно часто появляется сказочник, намекающий на скромное угощение, — как в сказке «Лиса, заяц и петух»: «Вот тебе сказка, а мне кринка масла». Бывают и более развернутые присказки: «Сказка вся, боле сказать нельзя. Кто слушал, тому куна, белка, да красная девка, да конь вороной с золотой уздой!» И в этом случае назначение присказок — дать понять, что рассказ закончился. Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин определяет четкую грань между обыкновенной речью и повествованием самой сказки. В то же самое время, в зачине выводятся слушателям герои сказки, время и место действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жили-были...», «Жил-был...» и т.д. У волшебных сказок более развернутые зачины, но нередко сказки начинаются прямо с описания действия: «Попался было бирюк в капкан...» Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки, как это следует из их названия, подводят итог развитию сказочного действия. Сказка «Волшебное кольцо» заканчивается так: «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует». Иногда концовка говорится словно пословица, в которой неоднозначно высказывается суждение о сказке. В сказке «Мужик, медведь и лиса» лиса погибает, выставив из норы собакам хвост. Сказочник закончил сказку следующей фразой: «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает». В сказках широко употребляются повторы (обычно не дословные). В каждом повторе появляются детали, которые приближают действие к развязке, усиливают впечатление от действия. Повтор чаще всего бывает троекратным. Так, в сказке «Барин и плотник» мужик трижды избивает барина за обиду. В сказках (особенно в волшебных) часто встречаются и так называемые постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже и т.д. О быстром росте героя говорят: «Растет не по дням, а по часам»; его силу раскрывает формула, употребляющаяся при описании, боя: «Направо махнет — улица, налево — переулочек». Красота передается формулой: «Ни в сказке сказать, ни пером написать». Во многих сказках можно обнаружить стихотворные части. Большинство зачинов и присказок создано при помощи рифмы, который получил название сказового. Этот стих отличается от привычного уже для нас стиха А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н. А. Некрасова и других поэтов, с определенным количеством слогов и ударений в стихе. Сказовый стих строится только при помощи рифмы; в стихах может быть разное количество слогов. В сказках мы встречаемся и с песнями. Герои сказок в песнях выражают горе и радость, песни выявляют их характеры. Печально звучат в волшебной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» песни Аленушки и Иванушки; в сатирической сказке «Безграмотная деревня» поп, дьякон и дьячок распевают народные песни в неподобающем месте — в церкви, во время службы. Широко используется в сказках диалог — разговор между двумя или несколькими персонажами. Иногда сказки целиком построены на диалоге, как, например, сказка «Лиса и тетерев». Диалоги сказок - живые диалоги. Они передают интонации героев, имитируя речь отставного солдата, глуповатую речь зажиточного барина, хитроватую речь бедного мужика и т.д. Богат язык сказок. Животные в сказках имеют собственные имена: кот — Котофей Иваныч, лиса — Лизавета Ивановна, медведь — Михаиле Ива-ныч. Нередки прозвища животных: волк — «из-за кустов хап», лиса - «на поле краса», медведь — «всем пригнетыш»... Распространены в сказках звукоподражания: «Куты, куты, куты...» Активно используются в сказках эпитеты (определения), гиперболы (преувеличения), сравнения. Как видим, сказка — это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей. Попробуйте же теперь сами при чтении сказок обратить внимание на присказки, зачины и концовки, на песенки, повторы и постоянные формулы, попробуйте разыскать в текстах сказок стихотворные места, эпитеты — и вы почувствуете, как прав был А. С. Пушкин, призывавший молодых писателей учиться русскому языку у «простонародных» сказок, являющихся действительно непревзойденными образцами искусства слова. Но ведь русскому языку у сказок можно учиться не только молодым писателям, не правда ли? |
Скульптор: sculpture@narod.ru |
Дизайн: Воражмадла |
© 2008 Четвериков |