Биография скульптора

       Алексей Николаевич Четвериков - самобытный и оригинальный скульптор. Являясь профессиональным военным, полковником пограничных войск, в душе он в течение всей жизни испытывал постоянную тягу к творчеству. Реализовать свои стремления Четверикову удалось в скульптуре - не только весьма сложном и своеобразном , но и, пожалуй, самом трудоемком и дорогостоящем виде искусства.

       Родившись в России, свое детство и юность Четвериков провел в Алматы. Здесь же в 1977 году успешно закончил Высшее пограничное командное Краснознаменное училище. Служил в Прибалтийских республиках. Но в течение всего этого времени творчество занимало далеко не последнее место в жизни офицера. Об этом говорит хотя бы тот факт, что его выставочная деятельность началась еще в 80-е годы в г. Калининграде, Риге, Москве.

       Ранние работы мастера, датируемые концом 70-х годов, - это резное дерево, преимущественно декоративно-прикладного характера: причудливые корпуса для телефонов, часов (1, 2), ажурные рамы для зеркал, шкатулки. Автор любит природную теплоту древесины, красоту фактуры и текстурных рисунков, фантастическую выразительность каповых наплывов.

       С накоплением опыта, в 80-е годы формируется некое стилистическое единство, складывается авторский почерк, характеризуемый, в первую очередь, многодельной тщательностью исполнения работ. Скульптор все чаще обращается к образу человека - появляются маски, портреты, фигуративные композиции. Материалом служит по-прежнему дерево. Иногда это решительные проработанные формы, выдающие уверенную руку мастера, подчиняющего дерево своему замыслу. Иногда, наоборот, образ словно заранее заложен в природном объекте, а дело скульптора лишь подчеркнуть, выявить, акцентировать пластичность естественной формы.

       В конце 80-х во время учебы в Военно-политической Академии в Москве, Четверикову посчастливилось аботать с блестящими и опытными скульпторами в студии М.Грекова. Там он увлекся бронзовым литьем и основательно изучил технологические тонкости этого многоступенчатого процесса. Дань реалистической русской школе художественного литья в сочетании с индивидуальным авторским подходом характерна для бронзовой скульптуры А.Н. Четверикова.

       В 1989 году Четвериков возвращается из Академии в Алматы руководить группой культуры погранвойск республики Казахстан. С 1993 года ведет педагогическую работу, возглавляя предметно-методическую секцию философии в погранучилище.

       Увольнение в запас в 1997 году в чине полковника позволило Четверикову целиком посвятить себя любимому делу. Он стремительно совершенствует свое мастерство, работая с бронзой, деревом, мрамором, камнем. При этом он умело использует выразительные особенности каждого материала. Для бронзовых скульптур характерна тщательная деталировка формы, прихотливость контуров, борьба светотени. Эти работы удивительно динамичны и пластичны. Скульптор ставит перед собой задачу передать не только состояние, но и, часто в большей степени, действие персонажей. Мотивы борьбы, состязания, погони успешно используются автором во многих работах. «Кызкуу», «Бой», «Борзые» - сами за себя говорят названия скульптур, в которых кажется вот-вот охотничьи собаки догонят загнанную дичь, а молодой джигит вырвет желанный платок из рук девушки.

       Деревянная скульптура последнего времени кажется более упрощенной по сравнению с изысканно- детализированной бронзой. Но эта лаконичная простота форм не лишает ее характерного для жанровых скульптур Четверикова динамизма. А в некоторых случаях акцент переносится с внешнего движения на внутренние переживания персонажей («Шолпан», «Агнец», «Речка», «Поцелуй»). Особого внимания заслуживает коллекция «Казахи» - набор из 20-ти небольших деревянных статуэток. Автор попытался создать своеобразные «скульптурные иллюстрации» к жизни и быту казахского народа. Охотник с беркутом, акын с домброй, женщина, доящая кобылицу, седлающий верблюда джигит - эти и другие сюжеты отображают характерные занятия казахов-кочевников в их повседневной жизни. Автор планирует постоянно пополнять коллекцию.

       Мрамор Четвериков использует для создания глубоко поэтичных образов. Белизна и торжественность этого камня не просто помогают подчеркнуть особую чистоту и очарование женского тела. Используя в данных работах сочетание хорошо известных символов, автор достигает предельного обобщения и создает работы, в которых каждая деталь несет особый философский смысл. Так, работа «Эпоха» отражает переход от эпохи Рыб в эру Водолея. Эпоха - женская фигура, льющая воду на рыбу - знаменует постепенное перетекание в новую эру и, в то же время, сохранение отдельных черт и свойств прежней эпохи в новых условиях. Не менее символична работа «Алма-Ата» с характерными атрибутами города - деревом, яблоком, снежным барсом.

       Находясь в постоянном поиске новых технических решений, Четвериков оригинально сочетает в некоторых своих работах различные по природе материалы. Например, в работе «Снегири» ажурные арагониты правдиво передают впечатление снега на ветвях дерева, а с помощью сердоликов бронзовые птички действительно превращаются в красногрудых снегирей. Такой подход скульптор использует и в других работах последнего времени - «Пена», «Паутина», «Сирена».

       Все работы Четверикова относятся к скульптуре так называемых малых форм. Она делается для интерьера и соразмерна ему. При этом Алексей Николаевич обладает удивительной работоспособностью, позволившей ему за последние два года создать десятки и десятки сложных композиций.

       По словам самого мастера, творчество он рассматривает как кропотливый процесс не только поиска художественного замысла, но и тщательного воплощения его в материале. Настойчивость и трудолюбие скульптора в проработке костюмов героев, спутанных лошадиных грив, тонких прожилок на листьях цветков помогают создаваемым образам стать более законченными и придают им глубокую выразительность. В то же время, с точки зрения нормативной официальной эстетики, искусство Алексея Четверикова нелегко уложить в какие-то рамки. Оно своевольно, нередко шокирующее откровенно, нередко обезоруживающе наивно. Оно не предстает не в завершенном спокойствии раз и навсегда нашедшего себя мэтра, но в напряженных и честных поисках. Что и есть непременное свойство художников всех времен и народов.

       За период с 1997 года до настоящего времени Алексей Четвериков принял участие в более чем десяти выставках. В феврале 2000 года провел свою персональную выставку, которая стала одной из наиболее посещаемых в Республике Казахстан, получив достойное признание мастерства автора у профессионалов и любителей изобразительных искусств Казахстана. Его работы находятся в частных коллекциях Англии, Германии, России, Эстонии, Казахстана.

       В мае 2000 года Четвериков А.Н. принят членом союза художников Казахстана.

Галерея из кости Начало Персональная Выставка

Скульптор: sculpture@narod.ru
Дизайн: Воражмадла
© 2000 Четвериков
Бюджетный отель в Тайланде | 
Сайт создан в системе uCoz